Развитие речи ребенка — этапы овладения языком

healthwhn1404-9131942

Попросите своего полуторагодовалого малыша принести игрушку — и он с радостью выполнит вашу просьбу. Только скажите, что пора идти на детскую площадку — и малыш через мгновение будет у входной двери. Напомните ему, что пора ложиться спать — и реакция будет противоположной (однако не менее определенной), малыш убежит прятаться.

Когда ребенку уже шестнадцать месяцев, очевидно, что он понимает практически все, что вы говорите, даже если его собственная речь до сих пор напоминает тарабарщину. Способность понимать устную речь — этот навык эксперты называют «воспринимающим языком» — первый важный шаг к собственной речевой активности. Ребенок совершенствуется в этом воспринимающем языке с тех самых пор, когда впервые услышал звук вашего голоса еще в утробе. Теперь, в полуторагодовалом возрасте, он посвятит первую половину второго года своей жизни усовершенствованию навыков восприятия речи, создавая словарный запас и «впитывая» малопонятные правила грамматики, еще не произнеся нескольких связных слов подряд.

Почему дети так поздно начинают говорить?

Для ребенка большой подвиг перейти от слабых потуг членораздельной речи к лингвистическим экзерсисам произношения двух-трех слов из нескольких слогов, выражающих его мысли, наблюдения и эмоции. Слова символизируют не только объекты, но действия, события, эмоции и отношения. Более того, овладение языком требует знания правил синтаксиса и грамматики и умения их применить на практике.

Как и в случае с другими навыками, не существует четко определенного возраста и механизма овладения речью. В развитии речевых навыков полуторагодовалого ребенка нормальными считаются самые разнообразные проявления. У некоторых детей с трудом вырвешь несколько слов, а у других к 16 месяцам словарный запас включает до двадцати слов. Артикуляционные навыки ребенка все еще не развиты, и часто произношение малыша понятно только его родителям.

Первые слова

Первые слова ребенка — почти всегда своеобразные ярлыки — существительные для обозначения людей, животных и всех остальных предметов, с которыми сталкивается малыш. Вначале он выучит простые одно- или двухсложные слова, затем перейдет к фразам. В этот период ребенокКак справиться с истериками и гиперактивностью ребенка? в среднем выучивает два-три слова каждый месяц. Затем, совершенно неожиданно — как правило, в восемнадцать месяцев, плюс-минус два месяца — малыш переживает так называемый «речевой прорыв», после которого начинает запоминать по десять слов ежедневно и улучшает навыки восприятия речи с еще большей интенсивностью.

Когда ребенок хорошо усвоил несколько слов, он будет стараться выражать свои мысли более точно. Вначале он будет использовать для этого интонацию. Например, когда он выучит слово «кот», он будет кричать «кот!», когда кошка станет копаться в цветочном горшке — ведь раньше он слышал, что вы ругали за это своего домашнего любимца.

Складываем предложения

Наконец, малыш поймет, как нанизывать мелкий бисер своего растущего словарного запаса на короткие нитки предложений. Поначалу его не заботят «ненужные» слова вроде предлогов и союзов — для него эти служебные слова не имеют смысла. Понимание этих слов придет по мере взросления. Зато он с удовольствием составляет сочетания из слов, имеющих для него смысл. Например, если малыш снова «застукает» кошку за поеданием вашей любимой герани, он скажет не «Ты — плохой кот!», а просто «Плохой кот!»

Эти первые неумелые предложения эксперты называют «телеграфной речью». Обычно они состоят из двух слов. Несмотря на краткость, эти предложения обозначают новый уровень коммуникации между ребенком и окружающим миром. Например, малыш может подбежать к окну и закричать «Папа дома!», увидев приближающегося отца, или крикнуть «Качели!», оказавшись на игровой площадке.

Забавные факты о развитии ребенка

На что уже способен малыш:

Месяц 16: подниматься по лестнице, копировать поведение окружающих, понимать все, что вы говорите Месяц 17: запоминать людей и места, двигаться под музыку, бросать мяч Месяц 18: вспоминать буквы в книжке и протестовать, если вы хотите пропустить страницы, а также притворяться, будто не различает предметы.

Похожие записи:

  • Задержка речевого развития — когда нужно бить тревогу
  • Кризис двух лет: мама, хочу!
  • Аутизм в детском саду: не такой как все
  • Первое прикладывание ребенка к груди: счастье материнства
  • Как отучить ребенка от пустышки: шаг к взрослению
Рейтинг
( Пока оценок нет )
WestSharm