Импринтинг — что это в психологии, виды, примеры

Содержание
  1. Определение в психологии
  2. Отпечатанные фенотипические подписи локусов
  3. Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов
  4. Верность Роду: Социально-карьерный импринт
  5. Признаки запечатления
  6. Интересные факты
  7. Импринтинг в человеческой природе
  8. Теория Тимоти Лири
  9. Оральный импринтинг
  10. Территориально-эмоциональный импринтинг
  11. Вербальный импринтинг
  12. Социальный (социополовой) импринтинг
  13. Психология потребителя
  14. Истоки понятия «эмпиризм»
  15. Виды импринтинга
  16. Импринтинг – примеры у человека
  17. Оральный
  18. Территориально-эмоциональный
  19. Вербальный
  20. Социальный
  21. Сыновний отпечаток
  22. Особенности психологии маленького ребенка
  23. Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст
  24. Пример (сценарий) Второй: Отождествление с агрессором
  25. Обзор
  26. Теория Т.Лири (семь контуров)
  27. Биовыживательный
  28. Эмоционально-двигательный
  29. Ментально-манипуляционный
  30. Сексуально-социальный
  31. Контур наслаждения
  32. Контур экстаза
  33. Нейрогенетический
  34. Причины болезненности
  35. Неаккуратность
  36. Мало смазки
  37. Слишком быстро
  38. Очень грубо
  39. Значение

Определение в психологии

В психологии импринтинг – это особый вид памяти, с помощью которого человек накапливает жизненный опыт, развивает у себя определенные навыки. Психофизиологи полагают, что импринтинг занимает промежуточное положение между врожденными инстинктами и специально организованным обучением. На определенном этапе онтогенеза мозг ориентирован на усвоение жизненно важной информации, это запечатление происходит мгновенно, в дальнейшем изменить его практически невозможно.

konrad-lorenz-7830545
Конрад Лоренц

Зоопсихолог и этолог К. Лоренц первым обратил внимание на феномен запечатления у животных, который необходим им для выживания. В дальнейшем эта особенность психики из сферы зоопсихологии была перенесена на психику человека, где были установлены более широкие функции этого явления:

  • с помощью него человек запоминает образы;
  • импринтинг у человека лежит в основе формирования стереотипов поведения;
  • это запечатление является ключевым понятием в психологии, объясняющим формирование ценностных ориентаций личности.

Сегодня установлено, что импринтинг – это в большей степени явление детской психологии: дети в возрасте от 1 до 3 лет стремятся всюду быть рядом с мамой, болезненно реагируют на вынужденную разлуку с ней. Хотя он имеет место и в период подросткового возраста, и в юношестве, и во взрослой жизни. На более поздних этапах онтогенеза феномен запоминания проявляется при возникновении новых для человека стрессовых ситуаций. Им может стать первая влюбленность, профессиональный успех или неудача.

Примечательно, что такое запечатление в дальнейшем определяет реакции и поведение человека в аналогичных ситуациях. Именно поэтому особое запечатление (импринтинг) используют практикующие психологи для коррекции неэффективного поведения клиентов.

Отпечатанные фенотипические подписи локусов

К сожалению, взаимосвязь между фенотипом и генотипом импринтированных генов носит чисто концептуальный характер. Идея основана на использовании двух аллелей в одном локусе и содержит три различных возможных класса генотипов. Класс реципрокных гетерозиготных генотипов помогает понять, как импринтинг повлияет на взаимосвязь генотипа и фенотипа. Реципрокные гетерозиготы имеют генетический эквивалент, но фенотипически неэквивалентны. Их фенотип может не зависеть от эквивалентности генотипа. В конечном итоге это может увеличить разнообразие генетических классов, увеличивая гибкость импринтированных генов. Это увеличение также приведет к более высокому уровню возможностей тестирования и ассортимента тестов для определения наличия импринтинга.

Когда локус идентифицируется как импринтированный, два разных класса выражают разные аллели. Считается, что унаследованные импринтированные гены потомства являются моноаллельными экспрессиями. Один локус будет полностью определять фенотип, хотя два аллеля наследуются. Этот класс генотипов называется родительским импринтингом, а также доминантным импринтингом. Фенотипические паттерны являются вариантами возможных проявлений отцовского и материнского генотипов. Различные аллели, унаследованные от разных родителей, будут обладать разными фенотипическими качествами. Один аллель будет иметь большее фенотипическое значение, а другой аллель будет подавлен. Недостаточное доминирование локуса – еще одна возможность фенотипического выражения. И материнский, и отцовский фенотип будут иметь небольшую ценность, а не один, имеющий большую ценность и подавляющий другой.

Статистические рамки и модели картирования используются для выявления эффектов импринтинга на гены и сложные признаки. Аллельный родитель-источник влияет на разнообразие фенотипов, происходящих от импринтинга классов генотипов. Эти модели картирования и выявления эффектов импринтинга включают использование неупорядоченных генотипов для построения моделей картирования. Эти модели продемонстрируют классическую количественную генетику и эффекты доминирования импринтированных генов.

Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов

Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.

Импринтинг — что это в психологии, виды, примеры

Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.

Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.

Верность Роду: Социально-карьерный импринт

Психологи часто приводят пример того, как выходцы из «низших социальных классов» не могут

а) всё-таки получить диплом о высшем образовании,

б) занять руководящую должность,

в) позволить себе зарабатывать много денег

исключительно потому, что их родители и родители их родителей не имели всего этого.

«Выскочить» за пределы родового сценария для них равносильно тому, чтобы «предать своих предков» и оказаться без компаса на просторах океана.

Это как в песне поётся:

«Сам себя считаю городским теперь я,

Здесь моя работа, здесь мои друзья.

Но всё так же ночью снится мне деревня.

Отпустить меня не хочет родина моя».

Этот импринт наблюдается далеко не во всех случаях. Он возникает только тогда, когда дети получают от своих родителей постоянный негласный месседж: «Они (те, которые с образова­нием, с деньгами, начальники) плохие, «не наши» люди»…

Если же родители искренне и всеми силами выталкивают своих детей «в люди», не имея ни­каких претензий к миру тех, кто имеет то, чего не имеют они, то у детей и не возникнет им­принт «Я не имею права быть лучше своих предков»…

Признаки запечатления

zakreplenie-obraza-v-pamyati-1404822
закрепление образа в памяти

В психологии установлено, что признаки импринтинга – это:

  • задействование в процессе образования нейронных связей, имеющих большой уровень чувствительности, благодаря чему запечатление становится необратимым;
  • связь импринтинга с культурными традициями и родовспоможением;
  • прочное закрепление образа в памяти после однократного предъявления;
  • при импринтинге представление об образе предмета запоминается без дополнительных приемов и средств;
  • привязка появления феномена в строго определенный момент онтогенеза;
  • связь феномена с незнакомой для человека ситуацией, стрессовым событием;
  • импринтинг запечатление в психологии очень прочное, оно накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека;

Интересные факты

Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:

  • Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
  • Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
  • Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.

Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Импринтинг в человеческой природе

Данное явление представляет собой мощный механизм приобретения и закрепления жизненно необходимого опыта. По своей природе оно представляет собой нечто среднее между врожденными инстинктами и обычными приобретенными знаниями. Запечатление не позволяет нам просто запомнить полезную информацию и в дальнейшем применять её при необходимости. Оно формирует у нас паттерны восприятия и поведения, на которые мы не можем повлиять. И в этом плане оно ближе к инстинктам.

Импринтинг – это механизм, изначально основанный на запоминании. Но продиктованные им шаблоны поведения действуют, как инстинкты, выглядят, как инстинкты, и ощущаются, как инстинкты.

Как правило, импринтинг связан с нормативными возрастными кризисами (кризис новорожденности, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста и прочие), а также с событиями, в которых сильная эмоциональная окраска совмещается с ощущением значительных перемен. Это может быть переезд в другой город, поступление в вуз, получение первой работы и прочие события сопоставимой или большей значимости. Чем моложе человек, тем выше вероятность, что при ощущении жизненных перемен у него активируется механизм запечатления.

Психологам известна интересная особенность человеческого импринтинга, основанная на том, что момент запечатления обычно проходит полностью бессознательно. В результате человек не помнит, когда именно у него сформировалась определенная привычка. В большинстве случаев это приводит к тому, что он самостоятельно придумывает объяснение, которое для него выглядит логичным и настолько убедительным, что он сам не сомневается в его истинности.

Иногда импринтинг приводит к формированию социально неприемлемого шаблона поведения. В таких случаях человек пытается бороться с ним, но в большинстве случаев безуспешно. Как правило, решить подобную проблему можно, обратившись за помощью к психотерапевту, который сумеет локализовать нежелательное запечатление и помочь с ним справиться.

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Импринтинг - значение и примеры
Импринтинг - значение и примеры
Импринтинг — что это в психологии, виды, примеры
Импринтинг — что это в психологии, виды, примеры
Импринтинг: что это в психологии, механизмы, генетика, возраст, примеры, виды (социальный, антигенный, геномный)
Импринтинг: что это в психологии, механизмы, генетика, возраст, примеры, виды (социальный, антигенный, геномный)
Импринтинг
Импринтинг
Геномный импринтинг - genomic imprinting - qaz.wiki
Геномный импринтинг - genomic imprinting - qaz.wiki
Импринтинг - это.. импринтинг - запечатление, фиксация образа в памяти
Импринтинг - это.. импринтинг - запечатление, фиксация образа в памяти
Импринтинг (часть 2) для начинающих
Импринтинг (часть 2) для начинающих
Геномный импринтинг - genomic imprinting
Геномный импринтинг - genomic imprinting
Импринтинг в психологии: что это простыми словами
Импринтинг в психологии: что это простыми словами
Импринтинг в психологии это (запечатление)
Импринтинг в психологии это (запечатление)

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой. Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей

Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях

Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.

Истоки понятия «эмпиризм»

Чтобы более точно понимать, что представляет собой термин «эмпиризм» и «эмпирический», стоит более детально разобраться, откуда взялось это слово, как возникло и что оно постулирует.

Эмпиризм как философское течение зародился примерно в конце XVI. Дело в том, что именно на это время приходится период Ренессанса или Возрождения, когда религиозные догмы сменяются более научным взглядом на устройство мира. Кроме того, именно в этот период зарождается антропоцентризм

– идея, которая ставит во главу угла человеческую личность.

Одним из первых теоретиков эмпиризма был Френсис Бэкон. Он воспринимал всё через призму естественнонаучного знания, считал, что наука должна носить практический характер, а целью всей этой науки он ставил господство человека над природой.

Сторонники эмпиризма, особенно его радикальных проявлений, считают, что единственно возможным источником любого знания является наблюдение

.

Философ и меценат 21 века

Есть и более умеренные представители эмпиризма, которые допускают весомую роль чувственного созерцания и умственных способностей.

Эмпиризм как течение можно весьма условно поделить на две своеобразные формы

  • Идеалистическая
    (она же имманентная) – по этой форме опыт воспринимается через совокупность всевозможных чувственных ощущений или представлений, отрицающая, что в основе опыта может лежать объективная реальность.
  • Материалистическая
    (она же трансцендентная) – утверждает, что источником опыта является объективный внешний опыт.

Также, стоит отметить, что эмпиризм, как философское учение возникло, в сущности, как реакция на ряд других философских течений:

  • Нативизм
    , считавший, что есть определённая совокупность знаний, которая дана нам от рождения.
  • Рационализм
    , утверждавший, что не опыт, а разум человека является наиболее объективным и центральным источником любого знания.

Рациональная бабушка

Виды импринтинга

reklama-coca-cola-4928603
социальный импринтинг

Принято выделять следующие виды импринтинга:

  • Геномное запоминание. Это форма, проявляющаяся в постоянстве ДНК и видового типирования. Наблюдать ее можно не только у человека и животных, но и у растений.
  • Запечатление в период новорожденности. Этот вид обеспечивает формирование эмоциональной связи между матерью и ребенком. В первые часы после рождения кожный контакт младенца и матери облегчает адаптацию малыша к миру. Именно в это время в сознании малыша прочно усваивается образ мамы. Вторичное запоминание появляется после того, как малыш проснулся. У него формируется чувство безопасности: мама рядом, еда всегда доступна.

Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.

  • Эмоционально-двигательный тип. Он появляется, когда ребенок овладевает навыком самостоятельной ходьбы. Он полагает, что теперь он стал «взрослым».

Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.

  • Импринтинг, связанный с биологическим выживанием. Его можно наблюдать у детей в период раннего детства. Когда ребенок знакомится с окружающим миром, родители обращают его внимание на опасные места. В опасных ситуациях биовыживание проявляется в виде безусловных рефлексов.

Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.

  • Вербальный тип. Эта форма основана на запоминании звуков и слов, которые человек успешно складывает в предложения.
  • Ментально-манипуляционный тип. Он связан с пониманием речи и овладением языком. Благодаря этому виду запечатления, у ребенка развивается мышление, нарастает скорость обработки информации.
  • Социальный импринтинг. Он проявляется в этнических стереотипах, принципах и ценностях взаимодействия людей. Его примером можно считать рекламу: использование напитка «Coca-Cola» в предновогодней рекламе привело к тому, что этот праздник у многих людей стал ассоциироваться не только с мандаринами, но и с этим напитком.
  • Сексуально-социальный тип. Он появляется в подростковом возрасте. На основе него формируются моральные установки личности, отношение взрослеющего человека к семье и браку, национальная гордость, законопослушное поведение.
  • Нейрогенетический тип. Этот вид запечатления объединяет все периоды эволюционного развития человечества, активируя все феноменальные возможности нервной системы.
  • Территориально-эмоциональный тип. Эта форма помогает человеку адаптироваться к той или иной среде обитания, к расположению мебели в комнате.

Импринтинг – примеры у человека

Общие знания о сознании человека дают ответ на вопрос об этапе готовности нервно-психической системы к импринтингу. Исследования данного феномена в первую очередь сконцентрированы на пренатальной психологии и периоде после рождения.

Австрийский психолог З.Фрейд утверждал, что рождение является первой психологической травмой. Это определение имеет название – катарсис. Термин внесен в медицинский Энциклопедический словарь.

Оральный

Первичный импринтинг называется оральным, т.к. для новорожденного молоко матери является единственным источником для выживания. Материнская грудь и объятия дают малышу зону уюта и ощущение безопасности. Это считается отправной точкой, от которой начинается расширение безопасной зоны в будущем.

детство

Территориально-эмоциональный

Человек нуждается в личном пространстве и освоении своего статуса с самого раннего детства. Это выражается в выборе места для игр. Разброс игрушек малышом – своеобразная «метка» своей территории.

Во взрослом состоянии человек осваивает территорию в виде переезда на другое место жительства, оформляя в собственность землю и дом. От уровня обучения зависит, какую роль он будет играть в обществе: доминанта или подчиненного.

Вербальный

От данного вида импринтинга зависит речь и ее распознавание среди других звуков, а также мышление и узнавание символов. Вербальный импринтинг является способом коммуникации человека.

Социальный

Формирование разных видов запечатлений на основе главных ценностей и межвидовых взаимоотношений. Запечатление в результате общения с человеком может быть и положительным, и отрицательным. Происходит невольное впитывание информации и в дальнейшем происходит подражание в поведении или деятельности.

Социальные запечатления имеют огромное значение в отношении религии, семьи, выбора супружеского партнера, а также влияют на способности и увлечения.

Импринтинг — что это в психологии, виды, примеры

Проблемы и расстройства в сексуальной сфере напрямую зависят от социальных импринтов.

Сыновний отпечаток

Самая известная форма импринтинга — это сыновний импринтинг

, при котором молодое животное сужает свои социальные предпочтения до объекта (обычно родителя) в результате воздействия этого объекта. Это наиболее очевидно у нидифугиальных птиц, которые

оставляют

отпечаток на своих родителях, а затем следуют за ними. Впервые он был обнаружен у домашних кур сэром Томасом Мором в 1516 году, как описано в его трактате « Утопия»

, на 350 лет раньше, чем биолог-любитель XIX века Дуглас Сполдинг . Он был заново открыт одним из первых этологов Оскаром Хейнротом , широко изучался и популяризировался его учеником Конрадом Лоренцем, работающим с серыми гусями .

Лоренц продемонстрировал, как гуси, вылупившиеся из инкубатора, отпечатываются на первом подходящем движущемся стимуле, который они видели в течение так называемого « критического периода » между 13 и 16 часами вскоре после вылупления. Например, гусят запечатлелись на самом Лоренца (точнее, на его болотных ботинках), и его часто изображают, за которым следует стайка гусей , запечатлевших его. Лоренц также обнаружил, что гуси могут оставлять отпечаток на неодушевленных предметах. В одном примечательном эксперименте они следовали за ящиком, установленным на модельном поезде по кругу вокруг рельсового пути. Однако сыновний отпечаток не ограничивается животными, не являющимися людьми, которые могут следовать за своими родителями.

Сыновнее запечатывание

птиц было основной техникой, использованной при создании фильма «
Крылатая миграция»
(
Le Peuple Migrateur
), в котором много кадров перелетных птиц в полете. Птицы запечатлелись на проводниках, которые носили желтые куртки и постоянно сигналили рогами. Затем птиц обучали летать вместе с различными самолетами, в основном сверхлегкими .
Отпечатанные канадские казарки ( Branta canadensis
) и обыкновенный журавль (
Grus grus
), летящие на сверхлегком самолете

Итальянский пилот дельтаплана Анджело д’Арриго расширил эту технику. Д’Арриго отметил, что полет немоторизованного дельтаплана очень похож на полет перелетных птиц; оба используют восходящие потоки горячего воздуха (тепловые потоки), чтобы набрать высоту, которая затем позволяет взлетать на расстояние. Он использовал это , чтобы вновь под угрозой исчезновения видов из ящеров . Поскольку у птиц, вылупившихся в неволе, нет птиц-наставников, которые учили бы их традиционным маршрутам миграции, Д’Арриго вылупил птенцов под крылом своего планера, и они запечатлели на нем отпечаток. Затем он научил птенцов летать и охотиться. Молодые птицы следовали за ним не только по земле (как в случае с Лоренцем), но и в воздухе, когда он следовал по различным миграционным маршрутам. Он перелетел через Сахару и Средиземное море на Сицилию с орлами , из Сибири в Иран (5500 км) со стаей стерхов и над Эверестом с непальскими орлами. В 2006 году он работал с кондором в Южной Америке.

В аналогичном проекте канадских гусей- сирот обучал их нормальному маршруту миграции канадский энтузиаст сверхлегких автомобилей Билл Лишман , как показано в основанной на фактах драме « Улетай домой»

.

Цыплята домашних кур предпочитают находиться рядом с большими группами предметов, на которых они запечатлены. Это поведение использовалось для определения того, что совсем молодые цыплята в возрасте нескольких дней имеют элементарные навыки счета. В серии экспериментов их заставили отпечататься на пластиковых шарах и выяснить, в какой из двух групп шаров, спрятанных за экранами, больше всего шаров.

Американские матери

лысухи имеют возможность узнавать своих птенцов, запечатлевая реплики первого вылупившегося птенца. Это позволяет матерям отличать своих птенцов от цыплят-паразитов.

Также известно, что сапсан оставляет отпечаток на определенных структурах для своих нерестилищ, таких как скалы и мосты, и поэтому будет благоприятствовать этому месту для размножения.

Читайте также:  Что Такое индивидуальный- Значение Слова индивидуальный

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем

Психологическая энциклопедия — импринтинг
Ш к о л а — м а с т е р с к а я   л и ч н о г о   р а з в и т и я и з р а и л ь :: х а й ф а

Импринтинг - это.. импринтинг - запечатление, фиксация образа в памяти
Определение импринтинга и его виды

Импринтинг – мгновенное подкорковое обучение
Что такое импринт по нлп?

Импринтинг в психологии это (запечатление)
Импринтинг - значение и примеры

Sqlapp.ru. импринтинг у человека
Что такое импринтинг, и как он влияет на нашу жизнь | ifo | яндекс дзен

В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим

Вот почему детская психология требует особого внимания — дети формируют общество будущего.

Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст

Второй блок отделов головного мозга развивается от 3 до 7-8 лет. Ребенок постигает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола (или тому, кто его заменяет). У девочек образ женщины складывается общий – от мамы, бабушки, старшей сестры, воспитательницы. Специфика психологии мальчиков такова, что образ мужчины импринтируется только с одного объекта привязанности – папы, деда, брата, тренера. При неожиданном исчезании объекта подражания, прекращении контакта с ним (развод, смерть и т. п.) цельного образа мужского поведения может так и не сложиться. Этот факт серьёзно осложнит в будущем жизнь взрослого мужчины.
К концу этого возрастного этапа появляется первый объект привязанности за пределами семьи – «чужой» значимый взрослый (первый учитель, тренер). Идет усвоение социальных отношений в первых детских коллективах – партнерства, иерархии.

Пример (сценарий) Второй: Отождествление с агрессором

Импринт отношений «парень — девушка» мы разобрали. Есть ещё одна модель: «Родитель — дитя».

Мать девочки была агрессивна по отношению к своей дочери в её детстве… Что делает дочь, когда вырастает, заводит своего ребёнка и начинает проигрывать сценарий «воспитание чада»?

Как бы она ни была самообразована и самовоспитана, к сожалению, выросшая дочь, сама став матерью, начинает проигрывать глубинные ролевые модели этих отношений.

Она начинает грубо обращаться со своим ребёнком, она ненавидит себя за это поведение и она не может понять — почему она так поступает!

В схожей с ипринтом ситуации, людям свойственно копировать поведение своих обидчиков, то есть, только тех обидчиков, кто представлялся им ЗНАЧИМЫМИ ЛЮДЬМИ в подобной истории.

Это и есть знаменитый — Родовой Сценарий. Выскочить из него — можно. Люди «выскакива­ли» из подобной дурной бесконечности, даже до эры НЛП (в частности) и психотерапии (во­обще).

Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «грозного отца», не заводят партнёров, кото­рых можно «довести» до брака. Зачем им быть битыми сковородкой? Они прекрасно пони­мают свою участь.

Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «сумасшедшей матери-собаки» не заводят де­тей. Зачем им, чтобы их дети были биты сковородкой?

Многие решаются завести и супругов и детей, но пытаются изо всех сил контролировать себя и чувствуют себя на празднике жизни как завязавший, но не зашившийся алкоголик на дружеском банкете с обилием водки…

И лишь некоторые решаются обратиться к специальной психологической литературе (или к живым и высокопрофессиональным специалистам), чтобы их научили «пить, но не напивать­ся и не уходить в двухмесячный запой после первой выпитой рюмки…»

Ещё два конкретных примера проявления импринта в жизни человека. Оба примера объединяет то, что взрослые люди хранят своеобразную «верность роду», потому что иных сценариев «как жить?» у их подсознания просто нет…

Обзор

У диплоидных организмов соматические клетки несут две копии генома. Поэтому каждый аутосомный ген представлен двумя копиями, аллелями, полученными от материнского и отцовского организмов в результате оплодотворения. Для преобладающего числа генов экспрессия идёт с обеих аллелей одновременно. Однако у млекопитающих менее одного процента генов импринтированы, то есть экспрессируется только один аллель.
Какой аллель будет экспрессироваться, зависит от пола родительского организма, предоставившего аллель. Например, для гена IGF2 (инсулиноподобного фактора роста) экспрессируется только аллель, наследуемый от отца.

Слово «импринтинг» было впервые использовано для описания явлений, наблюдаемых у насекомого Pseudococcus nipae. У псевдококцид (Homoptera, Coccoidea) самцы и самки развиваются из оплодотворённых яиц. У самок все хромосомы остаются эухроматиновыми и функционируют, в то время как у самцов один гаплоидный набор хромосом становится гетерохроматиновым после шестого деления зиготы и остаётся таким в большинстве тканей, поэтому самцы являются функционально гаплоидными. У насекомых явления импринтинга обычно означают сайленсинг генома у самцов и поэтому вовлечены в процессы определения пола. У млекопитающих процессы геномного импринтинга вовлечены в функциональное неравенство между родительскими аллелями генов.

Теория Т.Лири (семь контуров)

Модель контуров была истолкована Т.Лири, как связь с определенным этапом биологического или социального развития. Контуры – это система уровней сознания, сконцентрированных на одном из этапов. Американский психолог отметил семь импринтов и сконструировал модель сознания.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Биовыживательный

Этап выживания определяется в раннем возрасте. Человек выделяет для себя безопасные и враждебные места.

Все, что происходит на данной стадии, отражается на следующих чертах характера:

  • уверенность или беспокойство;
  • жажда к исследованиям;
  • независимость или полная подчиненность.

В опасной ситуации биовыживание овладевает мозгом человека и действует как безусловный рефлекс. Например, на человеку угрожают оружием. Убежать или обезвредить преступника – решит биовыживание. По прошествии времени человек не помнит, когда случился момент принятия данного решения.

Эмоционально-двигательный

Возникает на этапе, когда малыш встает на ноги и начинает ходить. Начинается борьба за главенство в рамках семьи. Запечатленный уровень статуса автоматически работает в будущем.

Важность импринтинга в первую очередь должны осознать родители, которые воспитывают ребенка. Импринтинг у маленьких детей происходит на подсознательном уровне, и отрицательные стрессовые ситуации могут негативно повлиять на их поведение в будущем.