Российская статистика сурова: примерно 46–50% малышей не готовы отправиться в первый класс по различным причинам. Все причины можно свести к трем основным группам, которые во второй половине XX века выделила выдающийся детский психолог Лидия Ильинична Божович. Это три вида психологической готовности ребенка: интеллектуальная, эмоционально-волевая и мотивационная.
Сила воли плюс интеллект
Волевая составляющая означает понимание дошколенком значения слова «надо». Надо рано вставать. Надо делать уроки. Надо уступить место девочке. «Хочу» постепенно уходит на второй план. Эмоциональная зрелость — важный этап взросления, ответственность за который большей частью несут родители.
Анализ интеллектуального компонента включает целый набор тестов. Логическое мышление, способность объединять предметы в классы, мелкая моторика. Например, педагог может предложить скопировать небольшую фразу прописью: «Он пил сок», «Она ела суп». По степени разборчивости копии делается вывод о зрительной координации и готовности рук будущего первоклашки к школе.
Но не менее важна мотивация, с которой ребенок отправляется в учебное заведение.
Мотивация: дифференцируем желание учиться и стремление пойти в школу
Фраза ребенка «Хочу в школу!» ещё не означает побуждение изо дня в день овладевать знаниями. Возможно, для малыша это просто радостный момент — новые друзья, смена обстановки, красивый ранец. Как бы сказали взрослые, изменение социального статуса на более почетный.
Выясняя мотивационную готовность дошколенка, воспитатель или детский психолог обычно задает 10–15 вопросов, используя наработанные в педагогике методики. Либо расширяет их, создаёт свои собственные сродни педагогам, которые специализируются на подготовке детей к школе.
Главное, что индивидуальная беседа в мягкой и тактичной форме гарантированно выявляет степень замотивированности ребенка в обучении.
Примеры вопросов:
- Зачем дети ходят в школу?
- Что для тебя в школе самое интересное?
- Чем школьники занимаются на уроках?
- Что такое домашние задания?
- Что значит «хороший ученик»?
- Может, для тебя будет лучше пойти в первый класс в следующем году?
- Что ты скажешь, если тебе предложат ходить в школу раз в неделю, а остальные дни заниматься дома с мамой?
- Что ты скажешь, если ты будешь ходить в школу, в которой основные предметы рисование и труд, а не математика и русский?
Если познавательный мотив доминирует и выражено желание изменить среду окружения, то можно говорить о мотивационной готовности малыша к школе. Степень готовности по шкале из 3–5 уровней психологи определяют, исходя из полученных ответов.
Замечено, что адекватно замотивированный ребенок психологически легче справляется с препонами школьной жизни. Мягко направить энергию на познание мира и учебных предметов помогают в подготовительных классах. В профессиональных командах нацелены не только на прокачивание интеллекта ребенка, но и на индивидуальное психологическое развитие и раскрытие личных способностей.