Виды холстов для живописи — как правильно выбрать

В качестве основы для картин холщовая ткань использовалась художниками ещё с XVI столетия. Хотя с тех пор появилось множество новых видов красок и грунтовок, холсты служат основным материалом и для современных мастеров живописи, и полноценной замены им пока не предвидится. Но и он несколько усовершенствовался со времён Рафаэля и Тициана ? на рынке художественных товаров предлагается много разновидностей, в которых трудно разобраться новичкам.

Виды холстов для живописи - как правильно выбрать

Как выбрать лучший холст для живописи

Что такое холст для рисования? Это прочное, лёгкое полотно, сотканное определённым образом: нити чередуются перпендикулярно друг другу. За счёт этого его растяжимость минимальна. Ведь его требуется натянуть на каркас ? подрамник, и если ткань будет деформироваться, то нанесённая на неё краска потрескается. Выбрать неудачный холст иногда означает свести на нет недели, месяцы, а то и годы работы.

Независимо от вида, при покупке обращайте внимание на следующее:

  • Однородность поверхности, отсутствие узлов, больших промежутков, высыпающихся нитей.
  • Нити в каждом из двух направлений (вертикальное и горизонтальное) должны быть параллельны друг другу, чтобы при натяжении холст не перекашивался.
  • У изделий на подрамнике рейки должны быть не уже 4 см. Если его габариты больше 0,5 м, то требуются рейки от 5-6 см.

Сравнение холстов по составу: хлопок или лён?

В изначальном смысле, холщовая ткань ? это ткань именно из натурального сырья (конопля, лён, позднее ? хлопок). Но сейчас то, из чего делают холсты для картин, включает в себя смеси натуральных и синтетических волокон, либо полностью синтетические аналоги. Их преимущества ? устойчивость к микроорганизмам, дешевизна, яркость изображения при фотопечати. Однако картины, написанные на них красками, не проверены веками, как произведения на натуральных холстах, поэтому мы не будем подробно останавливаться на синтетических материалах.

Преимущества хлопковых изделий:

  • Поверхность менее грубая, на ней удобнее обучаться живописи.
  • Хорошо пропускает воздух, быстро сохнет.
  • Достаточно прочный и недорогой.
  • Лёгкий.

К сожалению, он менее устойчив к влажности и натяжению, чем льняной. Но это не страшно, если выбирать качественные холсты из хлопка с хорошей плотностью и правильной натяжкой.

Если хлопчатобумажный холст светлый, то льняной можно узнать по сероватому или зеленовато-жёлтому цвету. Его выбирают опытные живописцы, поскольку у него есть несколько очевидных достоинств:

  • Долговечность: в нём не размножаются грибки.
  • Прочность. Более длинные и крепкие волокна не рвутся при работе со шпателем. Выдерживает вес краски при многослойном нанесении.
  • Мало провисает под собственной тяжестью на подрамнике.
  • Особый рельеф поверхности, который выигрышно смотрится и удобен в некоторых техниках живописи.

Из серьёзных недостатков только дороговизна и сложность в работе для неопытных художников.

Некоторые холсты имеют смешанный состав из льна и хлопка, сочетая достоинства того и другого: гладкость, износостойкость, компромиссная цена.

Основа холста: подрамник или картон?

Материя может быть просто приклеена к картонному листу. Положительные стороны:

  • Более тонкий и лёгкий, удобнее носить с собой.
  • Стоимость ниже.
  • Нет опасности провисания. Идеально для новичков.

С другой стороны, отрегулировать натяжение такой основы тоже невозможно. Художники уровнем отдают предпочтение холстам на подрамниках ? реечных основаниях из сосны и других пород. Их плюсы:

  • Более быстрое высыхание краски за счёт вентилируемого пространства.
  • Подходят для работы за мольбертом.
  • Некоторые подрамники поддаются регулировке, если натяжение изменилось из-за разницы температур, воздействия воды или свойств самого полотна.

Говоря о том, какие бывают холсты, важно упомянуть полотна в рулонах. Здесь размер картины неограничен ? художник сам отрезает сколько нужно и натягивает на каркас. На этом можно сэкономить, но далеко не каждый сможет выполнить натягивание качественно. Удобнее всего приобрести готовый холст на подрамнике.

Виды холстов для живописи - как правильно выбрать

Различия между модульными и глухими подрамниками

Глухой подрамник монолитный, рейки в нём сбиты или склеены между собой. Разобрать его нельзя.

Лучшие холсты для живописи ? это те, что натянуты на модульные подрамники. Они собираются из реек, как конструктор, а главное, в углах каркаса есть места, в которые можно вбить специальные клинышки. Это не всегда требуется, но если натяжение со временем ослабло, таким способом можно немного раздвинуть рейки относительно друг друга и натянуть полотно. Кроме того, художник может собрать подрамник для картины любого формата (рейки от 180 до 2000 мм в длину).

Требования к сборному подрамнику

Прежде всего основные планки должны снабжаться бортиком, который отделяет их от картины. При прилипании холста к рейкам может измениться натяжение.

Часто между основными можно видеть перекрестья дополнительных реек, наложенных друг на друга с помощью пазов. Для чего нужны средние рейки в подрамнике холста? Они придают жёсткость и не дают раме прогибаться. Необходимы для изделий больше 0,8 м в длину или ширину (особенно если боковые планки не очень мощные).

Все рейки имеют три стандартных сечения (в см):

  • 4 х 1,7 (для картин со стороной 0,7 м и меньше);
  • 5,5 х 1,8 (можно использовать для больших холстов, но лучше укреплять конструкцию средними планками);
  • 6,8 х 3,2 (для самых крупногабаритных полотен; для подрамников до 0,8 м, собранных из этих реек средние планки необязательны).

Если картина сильно вытянутая, может понадобиться только одна средняя планка, параллельная более короткой стороне. Тогда паз для перекрещивания не нужен.

Выбираем холсты по зернистости

Зернистость ? это диаметр нити, напрямую связан с плотностью сотканного из неё полотна. Выбирается в зависимости от того, что и в каком стиле вы рисуете:

  • Для работы в многослойных техниках, рисования пейзажей и абстракций размашистыми мазками, широкоформатных работ необходим крупнозернистый холст, который хорошо сцепляется с красками и выдерживает их массу.
  • Для тонкой прорисовки, полупрозрачных акварелей, портретов, миниатюр подойдёт мелкозернистый вариант.
  • Универсальная фактура ? среднезернистая.

Учитывайте и материал. Хлопок мягче льна, так что плотность хлопкового холста для живописи должна быть не менее 220 г/м2.

Какой холст взять: грунтованный или негрунтованный?

Перед написанием картины основа должна быть прогрунтована, иначе краска не будет на него ложиться. Негрунтованный материал можно определить по тому, что зернистость с обеих сторон на нём не отличается.

Чаще холсты для живописи уже загрунтованы на производстве. Некоторые профессионалы доверяют этот ответственный этап только себе, либо догрунтовывают заводское изделие, чтобы сгладить текстуру переплетения ещё сильнее. Но большинству будет удобнее воспользоваться готовыми.

Виды холстов для живописи - как правильно выбрать

Подготовка холста к работе

Есть два варианта: перед тем, как подготовить холст для рисования, натянуть его на подрамник, либо натягивать уже готовый. В последнем случае его нельзя мочить.

Если же вы делаете это сами, подготовка включает два этапа:

  1. Проклейка желатином или клеем ПВА ? чтобы закрыть отверстия и чтобы грунт с краской не впитывались в волокна. (Для акриловой живописи эту стадию можно пропустить.) Не пропитывайте холст насквозь, а равномерно распределите по внешней стороне. Подождите минимум 3 часа.
  2. Грунтовка. Каждый слой при этом должен высохнуть до нанесения следующего.

Всё наносится мастихином или плоской кистью. Примерно через неделю уже можно пользоваться.

Натягиваем холст на подрамник

Натяжку удобнее выполнять щипцами. Материал крепится к рейкам скобками с помощью строительного степлера.

Если подрамник модульный, его перед этим потребуется собрать. Все крепления уже есть в наборе, сверлить тоже ничего не нужно. Понадобится только молоток, и ещё рулетка ? чтобы сравнить размеры холста для рисования по диагонали. Если они равны друг другу, вы всё сделали верно.

Чем можно писать на холсте

Холст подходит для рисования темперой, маслом, акрилом. Современные техники позволяют рисовать на нём маркерами, распылять краску из баллонов, наносить рельефные пасты. Также на них печатают фото. Рисовать пастельными красками тоже возможно при соблюдении определённых условий грунтования.

В целом, всё зависит от грунта. По холсту, обработанному акриловой, эмульсионной грунтовкой, можно писать любыми видами красок (кроме гуашевых и акварельных ? эти материалы используются только на бумаге и картоне).

На каком холсте лучше рисовать масляными красками? Во-первых, он должен быть из натуральной ткани. Во-вторых, самый подходящий грунт ? клеевой. Масляный допустимо использовать для тонкослойных техник, но его нужно очень долго сушить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
WestSharm