Ученые говорят, что детям, у которых слишком много цифр, будет труднее учиться. Даже что-то столь универсально полезное, как «цифровая книга» с интерактивными визуальными или звуковыми эффектами, может снизить способность понять суть произведения. Дети просто отвлекаются на лишние эффекты и упускают главное. Что уж говорить о различных играх и социальных сетях, в которых современные подростки проводят практически большую часть своего дня? Ухудшение зрения, осанки, нервов… Наверное, это беспокоит большинство родителей, учителей и врачей и по всему миру.
Так, в Австралии проблема поднялась на государственный уровень: правительство страны только что внесло в парламент законопроект, запрещающий использование социальных сетей детьми до 16 лет. Нарушения могут повлечь за собой крупные штрафы. Они планируют позволить людям выходить в Интернет только с удостоверениями личности и биометрическими данными.
В Норвегии похожая история.
В России к ситуации «детей онлайн» также относятся серьезно. Более 30 миллионов жителей страны являются несовершеннолетними. Подавляющее большинство из них активно находятся в сети.
Хотя такие предложения и были, но до законодательного запрета мы пока не дошли, но, например, в российских школах преподаются курсы по информационной безопасности и цифровой грамотности. Это предусмотрено утвержденной правительством Концепцией информационной безопасности детей.
В документе говорится: «Сегодняшние дети — первое поколение, выросшее в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий… Их основные интересы — общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры».
Помогают ли строгие запреты защитить детское сознание от ненужной информации?
«На мой взгляд, шаг по регулированию использования Интернета сам по себе оправдан. Кстати, социальные сети — это действительно самая рискованная его часть», — прокомментировала Людмила Авдеева, руководитель службы психологической поддержки Школы 58 «Москва» (Людмила Авдеева). РГ. «Однако любой тотальный запрет, особенно для подростков, только повысит привлекательность этого района. Подростки очень изобретательны в нарушении правил. Например, я знаю, как подростки обходят запреты на использование мобильных телефонов дома и в школе накопить свои «подарки» и карманные деньги и просто купить себе два-три (я видел до четырех на одного ребенка) устройства – не навороченного, а с интернетом – и пользоваться ими по желанию родителей честный прокатчик, или учителя».
Но есть нечто более важное. Для некоторых детей социальные сети являются единственным способом общения, поиска друзей или поддержания связи со старыми друзьями.
«А как насчет детей-инвалидов, которые заперты дома? Они тоже хотят общаться. Социальные сети часто являются для них единственным выходом», — сказал психолог. «Мы всегда должны помнить: предприимчивые люди быстро создадут каналы, которые вместо социальных сетей будут иметь просто другое название…»
Людмила Авдеева считает, что важнее запрета — это шаг вперед: вовлечение детей в офлайн-активности, создание привлекательных сообществ и предотвращение издевательств. Также вытащите родителей из социальных сетей. Может быть, детям больше не понадобится Интернет?