В отличие от западных детей, дети охотников-собирателей бассейна Конго уже к 6-7 годам умеют охотиться, собирать съедобные растения и заботиться о своих младенцах и о себе. Этот быстрый процесс обучения выигрывает от уникальной социальной среды: культурные знания передаются не только через родителей, но и через все сообщество. На это указывает новое исследование, проведенное Вашингтонским университетом и опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Это исследование помогает объяснить, сколько культурных особенностей сохранилось среди охотников-собирателей в различных африканских регионах на протяжении тысячелетий.
«Мы фокусируемся на охотниках-собирателях, потому что этот образ жизни составляет 99 процентов человеческой истории. Наши тела и умы лучше приспособлены к такому сплоченному существованию в небольших группах, чем к современной городской жизни. Изучая детей в этих сообществах, мы узнаем, как мы учимся, наша цель состояла в том, чтобы выявить механизмы, которые позволяют людям адаптироваться к различным средам по всему миру», — объяснил Барри Хьюлетт, профессор антропологии и ведущий автор исследования.
Исследования показали, что члены расширенной семьи детей играют большую роль в передаче знаний, чем считалось ранее. В таких обществах около половины культурных знаний, которые приобретают дети и подростки, передаются им людьми, с которыми они не тесно связаны. Это резко контрастирует с предыдущими исследованиями, которые больше фокусировались на передаче знаний от родителей детям.
Дети в этих обществах получают информацию из самых разных источников: родителей, сверстников и даже взрослых, не являющихся родственниками. Это отличается от западной модели нуклеарной семьи, где обучение часто сосредоточено вокруг родителей или учителей в формальной школьной среде. Тесные условия жизни сделали возможным создание обширных сетей неформального обучения в обществах охотников-собирателей. Небольшие сообщества, обычно состоящие из 25-35 человек, живущих в домах рядом друг с другом, предоставляют детям среду для взаимодействия и наблюдения за различными людьми, одновременно обучая таким важным навыкам, как уход за младенцами, приготовление пищи, охота и собирательство, с помощью тонких средств и часто невербальные процессы.
Исследование также подчеркивает важность равенства, уважения индивидуальной автономии и готовности делиться между охотниками-собирателями. Детей не принуждают учиться, они могут свободно исследовать и практиковать навыки самостоятельно, способствуя глубокому пониманию культуры.
«Этот метод обучения способствует тому, что мы называем «кумулятивной культурой» — способностью опираться на существующие знания и передавать их из поколения в поколение. В отличие от многих животных, у которых социальное обучение ограничивается несколькими навыками, люди развили сложные психологические и социальные структуры, способные распространять тысячи культурных особенностей, помогли нам развиваться и адаптироваться к различным средам, от густых лесов до пустынь», — сказал Хьюлетт.