Культовые элементы истории моды: вспомнить, как Air Jordan покорили весь мир. Первая фирменная обувь Майкла Джордана была разработана Питером Муром в 1985 году. Это сотрудничество было необычным для баскетбольного рынка того времени.
Как формировалось имя бренда
- Сначала бренд предложил молодому баскетболисту, еще не ставшему большой звездой, необычно высокую по тем временам сумму (500 000 долларов в год), предварительно отменив все предложения от конкурентов.
- Во-вторых, компания решила сразу же выпустить на рынок фирменную обувь Джордана, а не отдавать ему уже имеющуюся обувь для рекламы.
- В-третьих, компания Nike решила не просто производить фирменные кроссовки, а с самого начала построить полноценную империю спортивных товаров имени Джордана, в которую входили бы и одежда, и аксессуары. Это была рискованная ставка, но она сработала.
Кроссовки Джордан
Название Air Jordan придумал агент баскетболиста Дэвид Фальк во время обсуждения будущего контракта. Первый логотип одноименной линейки — баскетбольный мяч с крыльями — Мур нарисовал на салфетке, увидев значок капитана самолета, к которому вернулся после встречи с Фальком. Этот логотип используется до сих пор и известен как логотип Wings.
Второй логотип Air Jordan с фигурой баскетболиста, известного как Jumpman, уже нарисовал Тинкер Хэтфилд на основе постановочной фотографии из журнала Life в 1984 году. Для эффектного снимка Джордана попросили исполнить балетный прыжок — хотя в реальной игре он так мячи на ринге не забивал. Автор оригинального изображения, фотограф Ко Рентместер когда-то получил от Nike 150 долларов за использование идеи, потом долго судился с компанией, пытаясь получить более солидные гонорары, но проиграл. Суд постановил, что позирование на фото не может считаться объектом авторского права.
Когда-то автор первых Джорданов Питер Мур был графическим дизайнером в Портленде, а его первой работой для Nike стал постер с Фаррой Фосетт, созданный для магазинов бренда по мотивам ее знаменитой журнальной съемки на скейтборде и в кроссовках Nike. А приобрести nike кроссовки air по выгодной стоимости, можно на сайте nike-jordan-diskont, пройдя по указанной ссылке.
Начало истории бренда
Хотя первые модели Jordan описывались как новаторские и прорывные, технологически они были простыми: к середине 1980-х были созданы более сложные подошвы. Как вспоминает Мур, об этом просил сам баскетболист: Майклу не нравилось, что самые продвинутые кроссовки того времени обеспечивали слишком большую амортизацию, и в такой обуви он недостаточно хорошо знал корт. При этом стиль игры Джордана всегда был очень спортивным, и именно здесь на помощь приходит тяжелый кожаный верх.
После успеха первых Jordan Мур тоже хотел поработать над Air Jordan II, но потом охладел к проекту и передал эстафету Тинкеру Хэтфилду. А еще позже он целиком перейдет в adidas — редкий случай, когда фигура такого масштаба сработала на обоих гигантов спортивного рынка.
Nike умело заметно приукрасила менее драматическую ситуацию из реальной жизни. Джордан получил предупреждения о своей обуви из-за необычно яркой и контрастной расцветки, которая в то время не соответствовала правилам НБА. Но это было до пары имён, когда Джордан играл в красно-чёрных Nike Air Ships, и, видимо, получил за них предупреждение (в официальной газете НБА модель не указана).
Позже именно красно-черная гамма без белых элементов чаще всего фигурировала в рекламных материалах Air Jordan I, в том числе в знаменитом рекламном ролике. Когда фирменная модель была готова, Майкл лукавил: на разминку, показательные матчи или показательные мероприятия вроде соревнований по метанию надевал провокационные Джорданы, а на официальные матчи переобувался, чтобы избежать штрафов.
Nike никогда публично не опровергала и не подтверждала эту прекрасную историю, зная, что полемика — лучшая реклама. Любители кроссовок и баскетбола до сих пор ведут бесконечные дискуссии о деталях и посвящают этой теме полноценные исследования.
Феномен Майкла Джордана
Это долгая и невероятно успешная карьера плюс уникальная харизма. Не каждый титулованный спортсмен становится самым продаваемым брендом. Но благодаря удаче и нужным людям вокруг, Джордан реализовал свой маркетинговый потенциал на 110%. Ему даже пришлось получить торговые права, чтобы написать свое имя на китайском языке, чтобы бороться с подделками. Он был не первым спортсменом, выпустившим фирменную обувь: до него, например, баскетболист и тренер Чак Тейлор с Converse, теннисист Стэн Смит с adidas и баскетболист Джулиус Ирвинг тоже с Converse. Но именно он все же зарабатывает на товарах со своим именем больше других спортсменов. Это связано с тем, что помимо обычных договорных выплат агенты Джордана смогли выжать из него дополнительные гонорары с каждой проданной пары именной обуви и других вещей в самом начале. Отличные продажи первых кроссовок Jordan стали для Nike настоящей находкой.