Пока одни знаменитости годами выстраивали стиль по канонам актуальной моды, Катя всегда выбирала радикальный путь и отважно решалась на все фэшн-эксперименты. Показываем и рассказываем, как менялась певица последние 15 лет.

Катя IOWA
Многие знают Катю IOWA как исполнительницу хитов «Маршрутка», «Улыбайся» и «Одно и то же». Но сегодня в Сети о ней чаще горят не как о певице, а как новой модной иконе. Из яркой бунтарки со смелыми яркими костюмами она превратилась в королеву авангарда и сюрреализма, фэшн-диву и настоящего творца. Теперь каждый ее выход становится событием, а сама Катя соединяет музыку, перформансы, картины и моду в единое целое. Недавно она открыла свою выставку, а в планах еще театральный проект и создание собственного лейбла.

Катя IOWA, 2009 год
Катя родилась 18 августа 1987 года в белорусском городке Чаусы. Родители целями днями пропадали на работе, поэтому девочка была предоставлена сама себе. Она занималась музыкой, приносила домой бездомных животных и училась жить в своем собственном мире.
В школе при Доме культуры она обучалась азам фортепиано и вокала. А в старших классах увлеклась тяжелым роком и начала мечтать о большой сцене. Но получить специальное образование у Кати не получилось, ведь консерватория и Могилевское училище культуры требовали владение академическим вокалом. Поэтому Катя поступила в Минский педагогический университет и окончила его с двумя дипломами: по филологии и журналистике (правда, ни один из них для работы так и не пригодился).

Катя IOWA, 2010 год
Творческая карьера артистки началась с кастинга телешоу «Звездный дилижанс» и мюзикла Ильи Олейникова «Пророк». А в 2009 году она вспомнила о своей детской мечте и вместе с гитаристом Леонидом Терещенко и барабанщиком Василием Булановым основала рок-группу IOWA. В качестве названия музыканты выбрали прозвище Кати — Айова. Так девушку называли в рок-тусовке из-за любви к альбому Slipknot. Сначала она играла на бас-гитаре, а со временем сосредоточилась на вокале и написании стихов.

Катя IOWA, 2013 год

Катя IOWA, 2015 год
На заре популярности Катя сочетала дерзость и игривость: яркие принты, блестки, дреды и кроссовки. Будто, как и в песнях, пыталась миксовать в гардеробе гламурные модные вещи начала нулевых и дерзкие рокерские детали. А когда на всю страну прогремели хиты «Улыбайся» и «Маршрутка», а ее саму начали звать на все премии, концерты и программы, стиль постепенно начал эволюционировать. В гардеробе артистки появились мини, кроп-топы, платья, но она все равно сочетала их с яркими аксессуарами и нестандартными прическами.

Катя IOWA, 2015 год

Катя IOWA, 2017 год
А с первыми крупными гонорарами начала активно инвестировать в люксовые вещи вроде Vetements и Celine. По словам самой Кати, она учила себя не экономить.

Катя IOWA, 2019 год

Катя IOWA, 2021 год
Однако настоящая трансформация стиля певицы произошла после 2022 года. Катя начала эпатировать публику, постепенно превращаясь в королеву сюрреализма. По словам певицы, долгое время она «маскировалась под нормиса», боялась выделяться и тратить на одежду большие суммы. В интервью «Собаке» Катя призналась:
«Раньше приходила и говорила: »Я Катя, я адекват»… Теперь понимаю: от себя нельзя уходить ни на секунду — тело помнит такое предательство. Я больше не нормис — и да, меня тянет в провокацию. Мне нужна реакция людей».

Катя IOWA на Неделе моды в Париже

Катя IOWA на Неделе моды в Париже
Пожалуй, этот момент стал точкой невозврата. С тех пор ее стиль начал усложняться и приобретать новые формы. Например, на Неделе моды в Париже она блистала в платье, напоминающем костюм Червонной королевы из «Алисы в стране чудес», с темной помадой и футуристичным макияжем. Такой дерзкий выход в Сети сравнили со стилем Леди Гаги времен The Fame Monster, и, судя по всему, это было осознанное решение: певицу заметили, и о ней снова заговорили, но теперь уже как о женщине-символе авангардного переосмысления поп-культуры.

Катя IOWA на VK Fest 2024

Катя IOWA на VK Fest 2025
Не можем не вспомнить латексный костюм со стулом на VK Fest 2024, платье-сеть из ниток, сюрреалистичные наряды Duran Lantink и оммаж Шагалу на синей дорожке фестиваля 2025 года. Каждый из этих образов тоже был неким высказыванием. Даже скандальное платье ako.sixth, вызвавшее споры в Сети, стало частью ее фэшн-философии: искусство не обязано быть «удобным».

Катя IOWA
Даже свой день рождения в этом году Катя решила отпраздновать не в ресторане или на сцене. Певица устроила перформанс в арт-пространстве, где расположилась ее выставка. Пока все ждали выхода именинницы, по залу грациозно двигались модели в сценических костюмах IOWA. Но главным экспонатом выставки стала сама артистка в новом сюрреалистичном платье, украшенном живыми бабочками.
За смелость этих решений стоит благодарить дуэт ее стилистов — Вову Кравченко и Кирилла Павлова, чье театральное прошлое рождает по-настоящему неординарные идеи. Работа с ними стала для Кати полноценной художественной практикой. Ведь при помощи кастома, подиумных архивов и студентов-визионеров они создают настоящее модное безумство. Они находят для своей клиентки вещи с историей, например, боа из перьев 1985 года или туфли Ferragamo со страусиными перьями, и буквально дают им вторую жизнь, но уже в необычном прочтении.

Катя IOWA

Катя IOWA
Вова и Кирилл — дуэт, стоящий за смелыми образами Кати Айовы, — пришли в мир моды разными путями. Вова, с детства мечтавший о сцене, окончил Высшую школу сценических искусств Константина Райкина, где не только учился актерскому мастерству, но и создавал костюмы для студенческих постановок. Кирилл же вырос в бурятской деревне, получил образование геологоразведчика и лишь со временем открыл в себе страсть к моде.
Сегодня команда работает как единый механизм. Кирилл рассказывает, что они не просто подбирают наряды для Кати, а создают образы, исходя из идеи перформанса, композиции и даже музыки. Они используют кастом, подиумные архивы, и часто привлекают студентов-визионеров, чтобы дать свежие идеи. Например, Рому Зимогорского и Илью Мигмун. Эти дизайнеры уже успели разработать не один костюм для ее концертов и арт-проектов.

Катя IOWA

Катя IOWA
Катя и ее стилисты любят необычные бренды и редкий винтаж. Среди фаворитов Comme des Garçons, Noir Kei Ninomiya, Tim Wirth, Duran Lantink и редкие находки из Enfants Riches Deprimes. Русские марки им тоже нравятся. Например, Ushatava и Glumkimberly. Однако, по их словам, для другой своей не менее известной клиентки — Тани Ткачук («Моя Мишель») — они подбирают совершенно другие айтемы.
Стиль Кати Айовы теперь представляет целостный синтез музыки, театра и сюрреализма. Именно поэтому каждый ее выход публика обсуждает не просто как модный образ, а как полноценный арт-перформанс. Знаковые платья с куклами, мхом, сложной механикой, латексные костюмы и неожиданные аксессуары — это не эпатаж ради славы и денег, а язык ее художественного высказывания. И музыка артистки эволюционирует вместе с визуальным образом. Теперь фанаты слышат экспериментальный нью-вейв, ремейки хитов, новые синглы вроде Fashion girl и «Красный свет».

Катя IOWA

Катя IOWA
Очевидным воплощением этого тотального искусства стала ее новая выставка «Симпоэзис», где картины, сценические костюмы и музыка сливаются в единое целое. Экспозиция создает эффект живого, постоянно развивающегося театра, а сама Катя предстает одновременно в трех ипостасях: исполнителя, художника и куратора.
Поэтому IOWA сегодня — это не просто музыкальный проект, а целая автономная культурная вселенная, где органично связаны между собой мода, перформанс и сюрреалистическая эстетика. В рамках этой вселенной она генерирует новые идеи, сотрудничает с талантливыми стилистами, студентами и художниками, создает уникальные шоу и арт-объекты, и не собирается останавливаться на достигнутом.

Катя IOWA


