Мода и культура все теснее связаны. Музеи становятся новыми социальными центрами, а выставки — поводом не только посмотреть, но и показать себя. И если раньше мы думали, что это «слишком», сегодня — уже часть культурного кода.
Полина Аскери
Выставки этой весной — едва ли не главное событие культурной повестки. В Москве и по всей стране открываются яркие арт-проекты: «Арт Россия», «Арт Москва», небольшие локальные ярмарки, вернисажи и галерейные экспозиции. Все это снова возвращает интерес к живому искусству и одновременно задает новую моду на культурные выходы. Причем моду в самом буквальном смысле: сегодня в Сети все чаще обсуждают, как одеваться в такие места, чтобы выглядеть уместно и современно.
Музеи сегодня — это не только про экспонаты. Это место встреч, событий, а иногда и площадка для визуального самовыражения. Граница между зрителем и участником стирается. Люди приходят посмотреть выставку и, параллельно, становятся частью визуального контекста. Все чаще мы видим модные образы не на подиумах, а именно в музеях и галереях. И именно поэтому все больше внимания теперь приковано к вопросу: какой стиль подходит для посещения таких пространств?
Современный выставочный этикет
Алина Пинская
С одной стороны, кажется, что правила здесь давно известны: не шуметь, не трогать экспонаты, выключить вспышку. Но с развитием социальных сетей и привычки фиксировать каждый свой шаг — особенно в эстетичном окружении — возникли новые вопросы. Например: уместно ли устраивать фотосессии на фоне картин? Что значит быть «слишком нарядным» в музейном зале?
История с блогершами в Эрмитаже — наглядный пример того, как мода и культурные пространства начинают пересекаться чаще и острее. Девушек не пустили в музей, посчитав их внешний вид подозрительно «нарядным» — сотрудники решили, что планируется коммерческая съемка, а такой визит требует отдельного билета. А еще сильнее скандал разгорелся после того, как кадры из зала действительно появились в соцсетях красотки и напрямую были связаны с магазином, откуда-то самое платье. Эрмитаж напомнил: любительская съемка — пожалуйста, но если речь идет о рекламе — правила другие.
Эта ситуация подняла, как оказалось, волнующие многих вопросы. Насколько сегодня уместно превращать музеи в локации для съемки контента? И как отличить просто яркий образ от «работающего» визуала? Ответ, скорее всего, в уместности и намерении. Если вы пришли, чтобы фотографироваться ради контента — это одно. Если вы просто хотите выглядеть хорошо — это другое. Проблема начинается, когда стирается грань между визитом и проектом.
Как одеваться на выставку?
Образ для музея — это, по сути, отражение того, как человек относится к культуре и себе. И все чаще мы видим, что посетители подходят к выбору наряда осознанно. Классические пальто, костюмы свободного кроя, аккуратные туфли, джинсы с хорошо сидящей рубашкой, аксессуары с интересной геометрией или вовсе какие-то эффектные дизайнерские вещи, которые похожи на еще один арт-объект — все это смотрится уместно и не требует объяснений.
Ксения Собчак
Ксения Собчак
В то же время кто-то решается на более смелые решения: прозрачные ткани, нестандартные сочетания, яркие цвета. Это тоже не табу — если все выдержано с чувством меры. Мода в музеях становится живым отражением времени: сегодня никто не удивляется кроссовкам на фоне ренессансных залов или асимметричному жакету у картины супрематизма. Главное — не вступать в диссонанс с пространством.
Важно понимать и другое: выставка — не подиум и не вечеринка. Здесь не нужно демонстрировать тренды в лоб или пытаться быть самым заметным. Уместный стиль — это скорее тот, в котором вы вписываетесь в культурную среду, но остаетесь собой.
Что меняется?
Ксения Чилингарова
Ситуация с Эрмитажем — не единичный случай. Во многих музеях мира уже давно существуют отдельные правила для коммерческих съемок. А сейчас к этому добавляется обсуждение нового музейного этикета: может ли наряд быть «слишком эффектным»? Где проходит грань между стилем и рекламой?
Возможно, в будущем у музеев появятся четкие рекомендации не только по фото- и видеосъемке, но и по внешнему виду. Не в формате «запрещено», а скорее — «желательно». До этого, скорее всего, дойдет не через запреты, а через диалог с аудиторией. Потому что, в отличие от театра с его условным дресс-кодом, музей — более гибкое пространство. И здесь важнее всего — уважение к контексту.
Пишите свое мнение на этот счет в комментариях и смотрите образы самых стильных любительниц искусства в нашей галерее.
Татьяна Полякова