В процессе становления личности существуют узловые моменты, являющиеся неизбежными для каждого ребенка. Кризисы детства приходится на возрастные промежутки от 2 до 4 лет, от 7 до 9 и от 12 до 16 лет.
Однако, все индивидуально и эти периоды могут варьироваться. В это время в организме ребенка происходит существенная перестройка, что приводит к появлению утомляемости, раздражительности, к перепадам настроения.
Особенности переходного периода
Интеллект ребенка в возрасте от 12 до 16 лет уже начинает обрабатывать полученный опыт, только мозг пока этим опытом в полной мере не научился пользоваться. Свои эмоциональные перепады подростки еще не контролируют и не могут спокойно воспринимать критику.
Все зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведения и воспитательной политики родителей. Гипо или гиперопека способствуют взаимоотношениям, когда подростку сложно довериться взрослым.
Возникает вопрос: как родителям поддержать ребенка и сохранить с ним тёплые отношения?
Действие №1. Наделяем ребёнка обязанностями
Для хорошей учёбы нужно осознавать последствия собственных действий, а домашние обязанности — отличный способ тренировать ответственность у ребенка. Порядок вещей в своей комнате – порядок в делах и отношениях. Это закрепляет самооценку, самоощущение и границы подростка, которые необходимы для проявления потенциала в учёбе.
ГДЗ помогут в подготовке уроков. Ответы в решебниках с 1 по 11 класс позволяют проверить домашнюю работу.
Действие №2. Устанавливаем правила и обговариваем санкции
Несправедливые наказания — негативный результат. Ругани — малоэффективны. Телесное наказание понимается ребенком как насилие, игнорирование приводит к разрушению эмоционального контакта.
Если вам кажется, что ваши отношения нужно отрегулировать, установите конкретные правила. Подросток должен заранее знать, что за провинность последует санкция.
Действие №3. Не запрещаем общаться с друзьями из-за плохой оценки
С 12 до 16 лет основная интересующая деятельность человека – это интимно-личностные общения. Иногда может казаться, что ребенок привязан к друзьям сильнее, чем следовало бы, и что эти самые друзья отвлекают его от учёбы. Однако, следует помнить, что подросткам принципиально важно показывать в дружеском кругу свои знания и навыки.
Действие №4. Нотации не читаем — разговариваем по душам
Беспокойное поведение и нежелательные привычки — это желание быть частью общества, проявлять свои таланты, испытывать новые эмоции.
Не стоит читать нотации подростку и конечно не нужно нагружать его своими переживаниями. Стараемся спокойно объяснять, к чему могут привести действия, которые он совершает. Очень значим для подростка открытый поддерживающий разговор с родителем.
Действие №5. Не принижаем проблемы подростка
Мальчики в таком возрасте часто впервые испытывают влечение к девочкам, а девочки – к мальчикам. Иногда мощное и не осознанное. Взрослые к этому относятся несерьезно.
Однако, для подрастающего человека это является настоящей проблемой. Не стоит недооценивать значимость происходящего, осуждать его выбор и чувства. Следует сохранять контакт в такой нелегкий период: слушать, разговаривать, не скупиться на сердечные затраты.
В ваших отношениях вы взрослый, а стало быть, только вы в силах поддержать и помочь своему ребенку пройти этот период и стать достойной личностью.